galinam (galinam) wrote,
galinam
galinam

Categories:

Белокаменное зодчество. Юрьев-Польский. Георгиевский собор.

На Троицу мы погуляли по владимирской земле, а через неделю снова отправились во Владимирскую область, где сохранились удивительной красоты храмы белокаменного зодчества домонгольского периода.
Навестив по пути Александровскую слободу,
вскоре приехали в Юрьев-Польский. В прошлом это столица удельного княжества. Основал город князь Юрий Долгорукий в 1152 году.
До сих пор сохранился земляной вал - почти правильное кольцо. За белокаменной стеной - Михайло-Архангельский монастырь.
Но мы поспешили к Георгиевскому собору (1230-1234гг.), так поразившему нас в первый приезд.
Собор построен князем Святославом Всеволодовичем незадолго до нашествия татар на Русь. Это последнее творение мастеров Владимиро-Суздальской школы белокаменного зодчества, создавших такие прославленные сооружения, как церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.
Когда-то резьба покрывала Георгиевский собор сверху донизу сплошным белокаменным ковром.
Сложные сюжетные композиции вплетались в декоративный узор, образуя цельную скульптурную систему, которая несла идею божественного покровительства Владимиро-Суздальской земле и ее князьям.
Главный соборный фасад - северный - выходил на городскую площадь. Над входом в собор помещено резное изображение святого Георгия.
Фигура св. Георгия необычайно торжественна - он изображен в патрицианской одежде и воинских доспехах, с копьем и щитом, на котором хищно изогнулся барс - эмблема владимирской династии; мы видели уже эту эмблему в числе рельефов Покрова на Нерли. Это один из лучших в техническом и художественном отношении рельефов. В колончатом поясе северного фасада находятся фигуры святых-воинов Дмитрия Солунского, Георгия и двух Федоров - Тирона и Стратилата. Наряду с деисусным чином, в пояс включены князья владимирской династии: Юрий Долгорукий, его сын Всеволод III, внук Ярослава Федор Всеволодович.
Светские политические тенденции были обличены в религиозную оболочку: созданной скульптурной галереей владимирских "самовластцев" подчеркивалась мысль о богоизбранности владимирской династии. Поражает разнообразие мотивов резьбы Георгиевского собора. Многие сюжеты здесь копированы с орнаментов тканей, блюд и иных предметов, хранившихся в княжеской казне.
Здесь есть даже изображение слона,
а еще множество долговых расписок.
В верхней части здания изображения были нанесены на отдельные камни и вставлены в стену при постройке здания. В нижней части ковровый орнамент высекался по законченной кладке стены по предварительно прочерченному рисунку и требовал безупречной точности работы. Изображения животных и чудищ не были изолированными, как в Дмитриевском соборе, а включались во многофигурные композиции: сцены священного писания развертывались как бы в сказочном саду, населенном созерцавшими их причудливыми тварями. Сторожевые львы здесь с добродушными кошачьими мордами мирно лежат, скрестив лапы.
Кентавры, появившиеся еще в составе рельефов Дмитриевского собора, " в Юрьеве получают вместо конского звериное тело: их торсы одеваются в русские кафтаны, а на головах появляются сказочные венцы.
Это "одевание" обнажённых торсов мифических кентавров напоминает историю статуй Спасской башни Московского кремля, для которых, по распоряжению царя, в 1624 г. были сшиты специальные однорядки, чтобы прикрыть их недозволенную наготу. Ещё в ХVIIв. статуарные изображения назывались "болванами", т.е. идолами, и напоминали о язычестве". (Н. Воронин). В Георгиевском соборе сильно сказываются традиции деревянной резьбы. Н. Воронин обращает внимание на то, что резьба Георгиевского собора гораздо органичнее связывается со стеной, как бы срастаясь с ней, нежели, например, в Дмитриевском соборе. "Если в последнем рельефы до известной степени оправдывают свое простонародное название "прилепов", то... "в Георгиевском соборе горельефные изображения прочно оплетены орнаментом, связывающим их между собой и плотнее соединяющим со стеной... Этот сплошной резной убор Георгиевского собора превращает его как бы в огромный резной ларец, где вся поверхность " измечтана всею хитростью" декоративной фантазии ювелира".
В 1465г. своды собора и часть стен обрушились. Восстановлением собора в 1471 г. занимается известный зодчий Василий Ермолин. Полностью восстановить скульптурное убранство собора Ермолин не сумел и использовал многочисленные резные камни, составляя композиции по своему разумению. В результате получился "каменный ребус", который пытались расшифровать многие ученые: К.К. Романов, Д.В. Айпалов, Н.Н. Воронин, А.В. Столетов. Реконструировать некоторые скульптурные композиции удалось Г.К. Вагнеру: "Троица", "Распятие", "Семь спящих отроков эфесских", "Даниил во рву львином", "Вознесение Александра Македонского". Подробнее можно прочитать об этом в его книге "Скульптура Владимиро-Суздальской Руси". В соборе хранится собранная по окрестным домам коллекция резных камней.
Верующие приезжают сюда поклониться Животворящему кресту. "Распятие с предстоящими" (так называемый "Святославов крест") было когда-то композицией северного фасада, а теперь хранится внутри собора.
По канону Православной церкви скульптура воспринимается как языческое идолище, поэтому традиция украшать узорчатой резьбой храмы не получит продолжения в последующие столетия, а жаль. Посмотрите, до чего красиво:
Перед тем, как отправиться в Суздаль, мы посетили и Михайло-Архангельский монастырь, на территории которого расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.
Монастырь возник в ХIII веке, но от древних построек ничего не сохранилось. Все ныне существующие постройки сооружены в ХVII – ХVIII веках: Богословская надвратная церковь, 1654-1670 г., пятиглавый Михайло-Архангельский собор, 1729 г., Знаменская трапезная церковь, 1625 г., колокольня, 1683 г.. Сюда же перенесена деревянная Георгиевская церковь, построенная топором без единого гвоздя.
В Михайло-Архангельском соборе, богато убранном, шла служба.
Посмотрите, какие паникадила XVI века можно там увидеть!
Постояв на крепостном валу, мы поехали в Суздаль.
Subscribe

  • Сентябрь. ВДНХ

    В сентябре мы гуляли по Москве. На дальние расстояния я уже не ходок, но Петр нашел способ, как показать мне ВДНХ.…

  • Загорск. Мемуары в комментах

    Сейчас этот город называется Сергиев Посад и мы любим туда приезжать погулять, а в пору моего студенчества это был Загорск. "В городе Загорске…

  • Образ жизни. Мемуары в комментах

    В школе-новостройке, в которой довелось мне работать, директор Гуров Владимир Михайлович оказался человеком смелым: он создал коллектив, состоящий в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Сентябрь. ВДНХ

    В сентябре мы гуляли по Москве. На дальние расстояния я уже не ходок, но Петр нашел способ, как показать мне ВДНХ.…

  • Загорск. Мемуары в комментах

    Сейчас этот город называется Сергиев Посад и мы любим туда приезжать погулять, а в пору моего студенчества это был Загорск. "В городе Загорске…

  • Образ жизни. Мемуары в комментах

    В школе-новостройке, в которой довелось мне работать, директор Гуров Владимир Михайлович оказался человеком смелым: он создал коллектив, состоящий в…