galinam (galinam) wrote,
galinam
galinam

Categories:

Белокаменное зодчество. Владимир. Успенский собор.




На самой высокой точке древнего Владимира расположен Успенский собор (1158-1189. Строили его мастера князя Андрея Боголюбского. Успенский собор был выше Киевского Софийского собора.

Первоначально он был одноглавым. При князе Всеволоде III (после пожара 1185 г.) собор был дополнен галереями и боковыми главами, старый собор оказался внутри нового, интерьер стал более сумрачным, а архитектура сурова и строга, декоративная резьба применена очень скупо.




Успенский был главным собором Руси до первой половины XV в. Под его сводами венчались на царство великие князья, а у уже позже архитектор Фиораванти построил в Московском Кремле Успенский собор, для которого Владимирский послужил образцом.
В соборе велись летописи. В нем захоронены князья и епископы Владимира XII-XIIIвв. Здесь находилась святыня Русской земли - икона Владимирской Богоматери, которая в 1395 г. была перенесена в Москву для защиты от нашествия Тамерлана.


В 1408 г. собор был украшен живописью присланным из Москвы гениальным художником Андреем Рублёвым, работавшим в технике фрески. Его фрески сохранились в Звенигороде, Сергиевом-Посаде, но самая большая коллекция их здесь, в Успенском соборе.


Напротив иконостаса - фрески под сводами хор: композиция "Страшного суда", написанная Андреем Рублёвым вместе с Даниилом Чёрным(1408 г.). "Впервые в истории живописи на Руси страшный суд представлен как царство праведных, начало мира, в котором нет места трагедии. Это мир, объединённый сознанием братства и любви". Справа и слева - апостолы. Они непринуждённо разговаривают между собой, сидя на скамьях. За ними хоры ангелов. Над головами апостолов - изображение Христа. Ангелы сворачивают небеса в свиток. Над изображением Христа - сцена " Престол уготованный" со стоящими фигурами Богородицы и Иоанна Крестителя. Ближе к иконостасу -композиция "Видение Даниила", на противоположном столбе - "Праведные жёны". На двух столбах - трубящие ангелы.



При входе в южную галерею стоит обернуться, чтобы увидеть композицию " Шествие праведных в рай": Петр жестом "зовет следовать за ним сомневающихся праведных".



Фреска "Райские кущи или лоно Авраамово" написана при участии Даниила Чёрного. В раю фигура благоразумного разбойника и праотцы Авраам, Исаак, Иаков в окружении дивных растений.
Основной цвет - зеленый.

http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=135&mode=mur&sort=time&page=1

Других фресок Рублева в соборе не сохранилось, а древний иконостас начала XV в. с иконами Андрея Рублёва и Даниила Чёрного был продан в село Васильевское Ивановской области, найден там реставратором И.Э Грабарём. Теперь они украшают залы Третьяковской галереи и Русского музея. В соборе же сейчас иконостас XVIIIв., выполненный по указу Екатерины II.
В 1988 г. ученик Феофана Грека Андрей Рублёв был причислен к лику святых.

В соборе шла служба.







Мы погуляли по Соборной площади, постояли у фонтана в парке и опять вернулись к Дмитриевскому собору.


Видя наш неподдельный интерес, служительница собора, поливавшая цветы, стала рассказывать о самых интересных композициях, выполненных владимирскими резчиками, за что мы ей очень признательны.
Безусловно, владимирские мастера князей Андрея и Всеволода показали себя выдающимися архитекторами, создавшими уникальные памятники русского зодчества.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments