galinam (galinam) wrote,
galinam
galinam

Памятники деревянного зодчества. Кондопога.

Каждый раз, встречаясь с петрозаводскими друзьями, мы отправляемся путешествовать по Карелии вместе. В этот наш приезд начали осмотр с Кондопоги, где сохранилась Успенская церковь, построенная в 1774 году и признанная венцом шатровой архитектуры XVIII века.


Город этот находится в 60 км от Петрозаводска, а от Кончозера - километрах в двадцати. День выдался пасмурным, иногда на стекло машины падали капельки дождя, зато не было московского пекла и лес по обеим сторонам дороги был таким свежим!

И вот с шоссе уже видно, как на самой высокой точке пологого берега Чупа-губы Онежского озера возвышается стройная шатровая церковь Успения.

Молва гласит, что храм был создан в память по погибшим в Кижском восстании крестьянам Кондопоги.
Существовавшая со времён Петра-I система приписки к заводам вынуждала крестьян работать на пушечных и литейных заводах, не давая им возможности управляться с ведением своего хозяйства.
«В 80-х годах XVIII века были приписаны к заводам более 18 тысяч (из 53 тысяч) государственных крестьян края. Они находились в крайне тяжелом положении: выполняя наряду с другими крестьянами все повинности, обязаны были в счет подушной подати и оброка производить вспомогательные работы на заводах. Это разоряло их семьи и вызывало растущее народное возмущение. Часто недовольство крестьян выливалось в побеги, волнения, отказ от уплаты податей и выполнения повинностей». В 1769-1771 годах произошло крупнейшее в истории Карелии антифеодальное выступление крестьян, известное как Кижское восстание.
Непосредственным поводом к восстанию стало объявление сенатского указа 1769 года об увеличении податей. Указ был объявлен на крестьянском сходе в Кижах в сентябре 1769 года и вызвал отказ от работы на заводах, так как крестьянские хозяйства и до выхода указа уже были приведены налогами и заводскими повинностями «во всеконечное разорение». Избранные на крестьянских суёмах ходоки в конце 1769 года отправились в Петербург с челобитной. Волнения охватили разные районы Карелии. Из канцелярии Олонецких Петровских заводов доносили: «Сперва одной Кижской трети крестьяне оказались непослушными, а после того, смотря на них, и других погостов один по одному тоже противничать стали. Ходоки были арестованы в Петербурге.
Екатерина II направила в Олонецкую губернию следственную комиссию, а в июле 1771 года карательный отряд под предводительством полковника Урусова вступил в Кижи, где в ограде Кижского погоста крестьяне собрались на многолюдный суем. Двухтысячная крестьянская толпа была окружена солдатами. Только после пушечного залпа, унесшего жизни пяти человек, у крестьян была вырвана подписка с обещанием вернуться на заводы. Восставшие вынуждены были покориться. Началась расправа. Многие участники восстания были наказаны кнутом и батогами на главной площади Петровской слободы. Их вожаков (Костина, Соболева и Салтыкова) приговорили к ссылке на вечные каторжные работы на Нерченские рудники, но сначала били кнутом (по 100 ударов каждому), клеймили раскаленным железом, вырывали у них ноздри. Кижское восстание было подавлено.
Система приписки к заводам продолжала существовать еще 100 лет. Освобождение от этой и других повинностей произошло только в 1861 году, после манифеста Александра II об отмене крепостного права.
Жители Обонежья еще долго помнили эти трагические события. Возможно, что когда через три года после восстания подрядили плотников срубить церковь Успения в Кондопоге, решили мастера превратить храм в памятник своим братьям-великомученикам.
Успенская церковь является одной из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере. Ее высота – 42 метра.


В узкой и длинной Чупа-губе храм служил и практическим целям, выполняя роль маяка и дозорной вышки. Устремлённый к небесам, он стоит на небольшом полуострове, притягивая к себе взор, и кажется, что вода окружает его со всех сторон. Невозможно не любоваться!
Обращают на себя внимание восьмигранный шатёр и характерный для прионежского народного зодчества фронтонный пояс из резных досок.

Надо сказать, что, помимо декоративной функции, это элемент продуманной системы водоотвода, предохраняющего наиболее уязвимые участки сруба от загнивания.

Храм украшают два «висячие» крыльца. Поднимаемся по широкой, служившей когда-то трибуной лестнице – открывается вид на озеро, город, корпуса и трубы целлюлозного комбината.


Интерьер Успенской церкви имеет 2 выраженные зоны. Первая — просторная трапезная, с украшенными резными подзорами лавками вдоль стен, с маленькими оконцами, сохранившими свой первоначальный облик.



Церковь никогда не перестраивалась. Трапезная отвечает всем канонам, выработанным в народной русской архитектуре к семнадцатому веку, когда трапезные при церквях стали общественными центрами селений, но в ней есть деталь, которой прежде в храмах мы не встречали: её своды опираются на два крепких резных столба, напоминающих языческих идолов с воздетыми к небу руками. Их очертания похожи на древние изображения славянской богини Берегини, широко распространенные в народном искусстве Русского Севера.


Одно понятие, любимое языческой Русью, гармонично перешло в другое - христианское, олицетворяя все тот же образ бесконечной, самой дорогой для человека материнской любви и доброты, оттого так защищенно чувствует себя людское сердце внутри вдохновенно сооруженного храма.


В алтарной зоне - пятиярусный деревянный резной иконостас в стиле барокко с иконами конца XYIII – начала ХIХ веков и подвесной потолок с росписью, или «небеса», как называли такой потолок в народе.

В центральном круге «неба» изображен образ «Христос Великий Архиерей», а вокруг него в 16-ти треугольных иконах — шестикрылые серафимы и ангелы в дьяконском облачении.

Иконописный свод Успенской церкви представляет особую художественную ценность, так как является единственным сохранившимся образцом «Божественной литургии» в действующем храме. Впервые мы увидели расписное «небо» именно в этом храме. Самой большой в мире коллекцией таких деревянных «небес» располагает Кенозёрский национальный парк.
«Рубить высотою как мера и красота скажут» - записано в одной древней подрядной грамоте, составленной плотничьей артелью.

Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами - одаренными людьми, творившими яркое самобытное искусство по законам красоты и целесообразности. Веками вырабатывалась соразмерность, находились правильные пропорции; искали эту красоту не в украшательстве фасадов, а в самом главном и самом трудном - в гармонии пропорций и стройности силуэта, отказывались от архитектурных излишеств. И ведь создавали шедевры! Таким шедевром стал храм Успения.

Прошедший накануне ураган повалил деревья вблизи храма, но сам храм устоял. Когда мы покидали музей, дождь прекратился. Проехали по городу, ещё сохранились в Кондопоге вот такие милые домики с советской символикой. У Дворца искусств мы послушали перезвон карильонов. Во Дворце установлен единственный в Карелии орган и проводятся концерты органной музыки. Есть в городе Ледовый дворец. Построен и новый храм, да разве сравнится он со старым?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments