galinam (galinam) wrote,
galinam
galinam

Categories:

Безделюшки, часть 1

0000 20200307_164803


В Малом зале музейно-выставочного комплекса музея-Заповедника "Дмитровский кремль" проходит выставка "Безделюшки". На ней можно увидеть занятные, удивительные предметы конца ХVIII- начала ХIХ веков из частного собрания Елены Лаврентьевой.
Елена Лаврентьва - писатель, культуролог, окончила МГУ им. Ломоносова по специальности "русский язык и литература", автор ряда работ, посвященных русской культуре 19 века.
Коллекция формировалась в течение 20 лет и экспонировалась в ведущих музеях Москвы и Подмосковья, таких как Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина в Больших Вяземах, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Москве, Дом-музей В.Л.Пушкина на Басманной.
Это собрание предметов старины, некогда очень популярных и общепринятых, а теперь позабытых.
Представленные мелочи сопровождали наших предков в повседневной жизни. На выставке тринадцать витрин.
0005 20200307_164754

Рассматривая выставленные в витринах предметы, погружаешься в атмосферу быта прошлых веков, узнаешь, что было привычным, украшало жизнь и радовало владельцев. У каждой этой старинной вещицы было свое назначение, своя тайна. Еще полтора века назад они не казались необычными, а теперь мы теряемся в догадках и спрашиваем себя, что это такое, что за диковина и как ею пользовались.
Расскажу о тех, что особенно запомнились. Надо сказать, что после посещения выставки мы еще какое-то время продолжали искать информацию о том, как на практике применялась та или иная вещь, потому как даже экскурсовод мог ответить далеко не на все интересующие нас вопросы.

Шатлен (21) - цепочка-подвеска к поясу для всяких разных мелочей и брелоков: часов, духов, записной книжки в металлическом переплете, футлярчика для марок, маленького кошелька, ключей, печати, ножниц, швейных наборов, перочинного ножика.
0020 20200307_162715

Были сделаны из золота, серебра, зачастую украшены эмалью, бисерными кисточками, иногда - драгоценными камнями. Вошли в обиход в 17 веке, в 1830-х годах перестали быть модным аксессуаром и использовались лишь в практических целях.
Крючки для пуговиц (26)
Известны такие крючки с XVII века, но наибольшее распространение получили во второй половине XIX века, в эпоху викторианской Англии. Тогда пуговицы пришивали почти на все предметы женского туалета: платья, блузки, нижнее бельё, перчатки, гетры, обувь. Их было очень много, и они были очень маленькие, поэтому застегнуть без специального крючка их было практически невозможно. Иногда такие пуговки располагались на спине, и тогда одеться самостоятельно даже с помощью специального крючка было невозможно – нужна была помощь ещё одного человека.
В зависимости от области применения крючки были разного размера. Для перчаток – маленькие, для обуви – побольше. Ручки делались из кости или дерева. У богатых дам крючки для пуговиц представляли собой настоящее произведение искусства: из драгоценных металлов, украшенные искусными узорами и драгоценными камнями. Существовали даже миниатюрные складные модели, которые можно всегда брать с собой.
Такой крючок очень облегчал процесс одевания. Его просовывали в петельку, цепляли им пуговицу и тянули её в петлю.
0197 Ramka-s-zastyozhkami-1024x685


0198 16

Повсеместно такие крючки перестали употребляться в 30-х годах XX века, когда одежда изменилась и появилась застёжка-молния. Но обувь с маленькими пуговками носили ещё некоторое время.
0025 20200307_162727


Бальная записная книжка (23).
Назначение этих книжек — не сбор доказательств успеха светских красавиц, напротив, они предостерегали их от промаха, от путаницы партнеров. В противном случае в свете мог затеяться страшный скандал, что не только лишало даму репутации, но и из-за него могли поплатиться карьерой ее ближайшие родственники. Если дама пообещала танец, то по этикету не имела права забыть об этом или перепутать. Ее тут же обвинили бы в кокетстве.
Если у дамы оставались "свободные танцы", то приглашения на них принимались обязательно. "Свободные танцы" в бальной книжке воспринимались как свидетельство неуспешности девушки на балу. Отказав пригласившему ее кавалеру, дама должна была пропустить этот танец. Считалось крайне неприличным и оскорбительным отказать одному и тотчас принять приглашение другого кавалера. Танец с незнакомцем воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета.
В XIX веке каждый бал состоял примерно из 20 танцев и кавалеры старались заранее ангажировать красивых и хорошо танцующих дам. Отдавать один и тот же танец нескольким партнерам считалось крайне невежливым, и для того чтобы не дать повода к упрекам, не перепутать приглашающих на танец кавалеров, их имена и последовательность танцев записывали в бальную записную книжку. Обычно она имела серебряный, костяной или кожаный переплет с золотым тиснением, к нему подвешивали миниатюрный карандаш. Страницы были бумажные или костяные. С костяных страниц текст стирали влажной тряпочкой. Носили бальную книжку на цепочке веера или на поясе бального платья.
Каминные экраны для лица(36).
0010 20200307_162750

На выставке есть два экрана из папье-маше с костяными резными ручками. Сидя у камина, дамы защищали лица от каминного жара — чтобы не поплыл макияж - он же делался на основе воска.

Карета для любовной переписки (38).

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума!
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также. маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
(1,ХХIХ)
Паж для трена (37).
Когда-то женщины носили платья! И даже со шлейфами.
Трен - в России XVIII-XIX вв. - длинное заднее полотнище женской юбки, иногда съемное, отделанное кружевами и воланами. Длина трена придворных дам, обязательного для них, зависела от звания. Во время танцев трен в XVIII в. закладывался в большой карман на юбке, позже имел специальную петлю ("пажик"), надевавшуюся на руку. А чтобы приподнимать шлейф платья, дабы тот не волочился по земле, использовали зажим. Паж - зажим для подбора юбки во время прогулок, особенно был актуален в плохую погоду.

Шпильки. Перчатки.




0030 20200307_162807


0035 20200307_162812

Подвязки.
0040 20200307_162929

Во 2-м томе "Иллюстрированной энциклопедии нравов" Эдуарда Фукса, посвященной галантному веку (1913г.), сказано, что "поцелуй выше колена, ниже подвязки мог расцениваться как дружеский со стороны мужчины, но выше подвязки - это уже фривольность", из чего мы можем судить о нравах начала века.
0045 20200307_162937

Бурдалю.
0050 20200307_155008

В антикварных магазинах бурдалю, особенно те, что поменьше, по незнанию часто продавались как соусники. На самом деле это сосуд для урины, переносной туалет. По легенде, Бурдалю был проповедником при дворе Людовика XIV, его проповеди дамы слушали часами. И чтобы не отрываться от течения мысли, они использовали такие вот сосуды, которые элегантно под кринолинами размещались. Но на самом деле бурдалю — предмет дорожного обихода, им пользовались в каретах. В Канаде есть даже музей Бурдалю. А в воспоминаниях Николая Набокова "Багаж" встречается упоминание о так называемых этрусских вазах, ночных горшках, которые прятали в шляпные коробки.

Вентилятор для лица(10).
0055 20200307_162840


Здесь можно посмотреть , как он работает:

Продолжение следует.
Tags: Воскресные прогулки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments