galinam (galinam) wrote,
galinam
galinam

Categories:

Воскресные прогулки. Василево. Музей "Рождение сказки и славянской мифологии".

0005 20200223_153827_001


Погода воскресного дня не радовала: снег с дождем, сбивающий с ног ветер не сулили ничего хорошего, поэтому мы поехали в тридевятое царство. Думаете, такого не бывает? Очень даже бывает!
Чтобы попасть в тридевятое царство, достаточно приехать в музей "Рождение сказки и славянской мифологии", что открылся в декабре 2010 года вблизи деревни Василево Переславского района Ярославской области. Созданием экспозиции занимался уроженец здешних мест художник Александр Викторович Тихонов, на протяжении тридцати лет создающий произведения искусства из папье-маше.

В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве чудеса в решете водятся, песни льются рекой, хороводы кружатся да сказки сказываются.
Как войдешь в музей, увидишь камень. А на камне том ворон сидит, птица вещая. Он живет триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает зарытый клад, в песнях приносит матери весть о гибели сына ... Надпись на камне гласит: "Пойдешь налево – пузо набьешь. Пойдешь направо – праздник найдешь. Пойдешь прямо – в сказку попадешь!",.
0000 20200223_130114

Наше посещение музея на этот раз совпало с Масленичной неделей, так что мы попали на праздник.
Масленица – веселый, озорной, сытный и любимый для многих праздник прощания с зимой. Масленицу отмечали еще наши древние предки, посвящая этот праздник языческому богу Солнца Яриле. Восточные славяне верили в силы природы и больше всего почитали дневное небесное светило за его энергию, наполняющую все живое своим светом и теплом. До сих пор сохранилась традиция сжигания чучела зимы на Масленицу. В некоторых регионах с горы запускают горящие деревянные колеса, олицетворяющие собой культ Солнца.

Считалось, если на Масленичной неделе не будешь веселиться, весна наступит еще не скоро. А того, кто все праздничные дни грустил, ожидает несчастье. На Масленицу всегда старались испечь как можно больше блинов – к богатству и хорошему урожаю. Если блины, получились ровными, красивыми и золотистыми, год будет легким и удачным. А если пригорели и слиплись – ждите несчастий. Избавляться от ненужного и старого на Масленицу – хорошая примета. "На Масленицу старое простить — в жизнь новое пустить."

Народные приметы:

- Морозы на масленичной неделе – к богатому урожаю и теплому лету.

- Дождит на Масленицу - к хорошему урожаю грибов.

- Много снега - к теплой и ранней весне.

- Сосульки - к богатому и сытному году.

0010 20200223_130326

Снегурочка с Бабой Ягой уже заждались гостей, все было готово к встрече Масленицы, поэтому для нас они устроили фотосессию. Посмотрите, до чего же хороши!
0025 20200223_130838


0020 20200223_130813

0030 20200223_130917

0015 20200223_130309

0040 20200223_130357

Наш путь лежал прямо - за сказкой же приехали! А она здесь на каждом шагу.
0045 20200223_130430


0050 20200223_130517


0055 20200223_131009


Помните, как в поисках Людмилы Руслан приехал в поле, где когда-то было сражение, и увидел голову великана?

Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.

Голова охраняла меч-кладенец, которым можно было отрезать бороду Черномору и лишить его волшебной силы.

Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копием,
И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула…
Поднялся вихорь, степь дрогнула,
Взвилася пыль; с ресниц, с усов,
С бровей слетела стая сов;
Проснулись рощи молчаливы,
Чихнуло эхо — конь ретивый
Заржал, запрыгал, отлетел,
Едва сам витязь усидел,
И вслед раздался голос шумный:
"Куда ты, витязь неразумный?"-

Руслан забирает меч и спасает свою возлюбленную Людмилу.( Голова из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Поэму эту А.С.Пушкин сочинял на обоях, сидя взаперти, будучи наказанным за самовольную отлучку из Царскосельского Лицея, - к гусарам бегал юноша!)
0060 20200223_131040


0065 20200223_130935


0070 20200223_131127


0075 20200223_131055


У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый.
Всё ходит по цепи кругом
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

А.С.Пушкин, "Руслан и Людмила".


0080 20200223_131327_004


0085 20200223_131141


0090 20200223_131210


0100 20200223_131237


Экспонаты музея – персонажи славянских мифов и сказок.
Вы попадаете в пещеру страха с темным лабиринтом и огромными пауками на стенах. Детишкам, пожалуй, страшновато, тем более что нечисть здесь на каждом шагу.

0105 20200223_131436

Леший - лесовик, любит еловый лес, елью показывается, стелется мхом-травою, может стать то пнем, то кочкой, а то и зверем или птицей, умеет хохотать и аукаться. На Ерофея-мученика (17 октября) не ходят крестьяне в лес - Леший проказничает. То с треском деревья ломает, а то заведет в чащу, и кружит человек, дороги домой не может найти.
0110 20200223_131551

Лихо Одноглазое - в восточнославянской мифологии это воплощение злой доли, горя. В сказках оно чаще предстает в облике худой женщины без одного глаза, встреча с которой чревата: может привести к потере руки или гибели человека.Лихо-лишения- лишний.
0115 20200223_131739

Кикимора - нечисть болотная или лесная, ей приписывались способности пакостить людям.

0120 20200223_131837

Водяной - злой дух, живущий в зарослях тростника и осоки, дом у него из ракушек да камешков речных, ездит он на соме, обмотается тиной и проказничает, летом бодрствует, зимой спит. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.

0125 20200223_131926

А в поле, во время цветения ржи появляется Полудница. Она воплощение солнечного удара. Иначе ее называют "ржаница"или "ржица". Бережет Полуденница поле от жаркого солнца и от людей. Нельзя в полдень работать - закрутит ржаница голову, защекочет до смерти, поплывут разноцветные круги перед глазами, свет померкнет! Полудницы любят плясать; причем, переплясать их никто не может: могут плясать без устали до вечерней зари. Если же найдется девушка, которая сумеет переплясать, то, по преданиям, полудница одарит ее невиданно богатым приданым. Полудница может свернуть шею, похитить ребенка, оставленного без присмотра. Ею пугали детей, забиравшихся в чужой огород.

0130 20200223_132022

В темном лесу, в избушке на курьих ножках, живет Баба Яга. Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами… В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей...

0135 20200223_133851

Самым почитаемым славянским зверем был медведь. Он был воплощением бога Велеса, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека, и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками. В сказках величают его по-разному: то Топтыгиным, то Медведюшкой, то Михал Михалычем, то косолапым сладкоежкой. Медведь в них добрый, немного глупый, но справедливый; то описывается сила, мощь зверя, то его легкомыслие и простодушие. И все же хозяином языческого леса, хранителем его богатств являлся, несомненно, медведь — самый сильный зверь. Именно он считался защитником от всяческого зла и покровителем плодородия. Недаром с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Медвежий праздник — комоедицы — праздновался 24 марта как весенний праздник пробуждающегося после зимней спячки в берлоге медведя. К этому дню пекли специальные кушанья, а в самый праздник надевали вывороченные шерстью вверх тулупы и шубы и исполняли особый танец, воспроизводящий движения просыпающегося медведя. Именем этого зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу. В славянских могилах вместе со следами трупосожжения найдены кости медвежьих лап с когтями, в славянских курганах — глиняные модели медвежьих лап. Вплоть до XX в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, защищающий своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Такая медвежья лапа носила название скотьего бога.

0140 20200223_132347

Помните, где нашел свою невесту королевич Елисей?
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

В своей "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкин почти ничего не выдумал — он использовал мотивы фольклора, главным образом русской сказки, записанной им в Михайловском со слов Арины Родионовны. Конец записи Пушкина таков: "Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп, и проч." Это широко известная сказка "Волшебное зеркальце" (или "Мертвая царевна"). Целый ряд ее вариантов приведен в классическом сборнике А. Н. Афанасьева "Народные русские сказки". Влюбленному юноше удается ее пробудить от долгого сна, вырвать у смерти. Смысл сюжета — торжество любви над смертью. Мы и сегодня неосознанно мечтаем о победе над смертью.
0145 20200223_132410

Соловей-разбойник - русский былинный персонаж, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев.

Как у той ли-то у Грязи у Чёрноей,
Да у той ли у берёзы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,
Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын;
А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит злодей-разбойник по-звериному,
И от того ли-то от посвисту соловьего,
И от того ли-то от покрику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат.
0150 20200223_132448

Кощей Бессмертный - злой чародей, способный к различным перевоплощениям, скрывающий тайну своего бессмертия. "В море стоит остров, на острове растет дуб, под дубом закопан сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, а в этой утке – яйцо. В том яйце и спрятана смерть Кощеева". Обычно в сказке Кощей уносит красавицу-девицу в свой дворец. Она становится узницей в башне или в подземелье. Хитростью и лаской девица выпытывает у Кощея, где спрятана его смерть, сообщает эти секретные сведения своему возлюбленному, и тот находит Кощееву погибель. Кощей умирает.
29 февраля, один раз в четыре года, - чествование у славян Черного змея, или Чернобога, известного в русских народных сказках под именем Кощея Бессмертного. В этот день принято отмечать что-то вроде именин этого ужасного обожествленного существа, повелителя царства зла и беспросветной тьмы и его обитателей. Согласно восточнославянским верованиям, в полночь на 1 марта нужно раздавить в руке сырое куриное яйцо, чтобы долголетию Бессмертного всё-таки пришел конец.
0155 20200223_132534

В сказках и былинах добро всегда побеждает зло. И конечно же герой победит злого Змея Горыныча, огнедышащего дракона, у которого бывает три, пять, шесть, семь, девять, двенадцать голов, хотя чаще змей предстает трехглавым.

0160 20200223_133226

Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Если не поладить с домовым, то не будет житья, поэтому люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

0165 20200223_132659


0170 20200223_132646

Сколько здесь обитателей Нави! Просто жуть!
Горын.
0245 20200223_135805

Чернобог.
0250 20200223_135849

Упырь и Вий.
0255 20200223_135858

Птица Сирин и Ягиня (молодая Баба Яга).
0260 20200223_135915

Все это мы увидели в лабиринте.
Но есть и другие экспозиции. Не менее интересно в музее славянской мифологии.

0175 20200223_134957

В центре зала Мировое Древо. Крона и ствол - обиталище высших сил и связаны они с миром живых, а корни - с подземным царством.
Наши предки обожествляли природу и населяли ее существами, обитавшими среди лесов, полей и болот, они верили в прочную связь мира живых и мертвых. Боги у древних славян очень походили на людей и внешне, и по характеру.
Род.
0240 20200223_135729

Сварог - верховный бог восточных славян, покровитель огня, кузнечного дела и домашнего очага, отец Даждьбога, муж Лады,
научил людей готовить творог.
0235 20200223_135720

Лада - богиня Любви, красоты, гармонии, созидания, покровительница семейных союзов. Жить надо по совести и в ладу с природой.
0230 20200223_135708

Ярило - бог Весеннего Солнца, он приводит к людям Лёлю в день весеннего равноденствия. Лёля - богиня Весны.
0185 20200223_135029

Перун - бог-громовержец, громовик.
0190 20200223_135049

Жива - богиня Лета. Морена-богиня Зимы.
0195 20200223_135105

Велес - покровитель скотоводства, защитник животных и хранитель подземного мира, посмертный людской судья; отождествляется в народе со святым Власием. Он также покровитель торговцев и мудрецов. В "Слове о полку Игореве" сказитель Боян зовется внуком Велеса.
0200 20200223_135120

Стрибог- повелитель небесной стихии и ветров. Земледельцы и мореплаватели просили у него хорошей погоды, попутного ветра.

0205 20200223_135133

Семаргл - крылатый пес, вестник между мирами, покровитель посевов и всего растущего.

0210 20200223_135147

Хорс - воплощение света. Он обитает на небе, ненадолго спускаясь в мир людей. Это он отдает приказы тучам закрыть небо, собирает в мешок все светила и увозит их на свой остров Радости.
0215 20200223_135157

Макошь - покровительницалюдской судьбы и ткачества.

0220 20200223_135646

Ярило - бог Весеннего Солнца, почитаемый славянами как бог Плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец.
0225 20200223_135656

Коляда – бог Молодого Солнца, бог Зимнего Солнца, рожденный в ночь зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь года.
0180 20200223_135019

Идем дальше.
В следующем домике живут герои любимых с детства сказок :"Колобок", "Гуси-лебеди", "Иван-царевич и серый волк".
0270 20200223_140510


0275 20200223_140526


0280 20200223_140616

А за окном уже шло веселье: приехали дети на праздник Масленицы.

0300 20200223_143710


0305 20200223_143805

В Тридевятом царстве, в Переславском государстве чудеса в решете водятся, песни хороводятся, легенды сказываются да мастера живут, угощение царское да подарки разные. Если не страшно, заходи, честной народ - сказка главная вас ждет.

0310 20200223_154242_001

Сказочно отобедав в кафе, мы отправились домой, радуясь выглянувшему из-за туч солнцу. Оно улыбалось и напоминало масляный блин.
0315 20200223_145038


0320 20200223_151922


0330 20200223_151844


0340 20200223_151802


0350 20200223_145027


0355 20200223_155902




При подготовке материала использованы:
(https://joy-pup.com/holidays/maslenica/)
"Мифы народов мира", Советская энциклопедия, 1988г.
Tags: Воскресные прогулки, сказка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments