galinam (galinam) wrote,
galinam
galinam

Category:

Жостово

0000 20200108_173358


Возвращаясь в Москву после новогодних каникул, мы посетили музей в Жостове.

0005 20200111_125205


0010 20200111_121607

Расскажу о том, что там узнали.
Жостовской росписи – 200 лет. Сколько за это время сделано рисунков, не сосчитать, но точно известно, что с тех пор, как в начале XIX века в Троицкой волости появились мастерские росписи по лаку, ни один художник ни разу ни один рисунок не повторил.
0015 20200111_124229

Производство металлических расписных подносов обосновалось в Жостове. Основателем его принято считать братьев Вишняковых. В прейскуранте 1875 года записано: "Заведение братьев Вишняковых, лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше, портсигаров, шкатулок, чайниц, альбомов и прочее."
0020 20200111_121634

Жостово находится всего в 7 км от села Федоскино. Огромное озеро, разделяющее два села, появилось лишь в начале XX века, когда был построен канал им. Москвы. Федоскино славится тем, что в нем зародилась лаковая миниатюра, Жостово прославилось своими подносами.
Поднос, как предмет быта, пришел сначала в страны западной Европы из стран Востока – Китая, Янонии, Индонезии, где чай являлся традиционным напитком. На подносах подавали чай, на подносе же слуга приносил хозяину почту.
0043 20200111_123000


0045 20200111_122932


0050 20200111_123621


А что же в это время было в России? В России, на Урале, расцветали металлургические заводы Демидова. Именно там из обрезков металла был сделан первый поднос. В селе Федоскино в это время купец Коробов начал производство козырьков для фуражек из папье-маше. Козырьки защищали от солнца, дождя, а еще служили зеркалом. Когда молодой офицер собирался на рандеву, то отстегивал козырек, смотрелся в него и приводил себя в порядок – брился и душился.
0025 20200111_123122


0030 20200111_122415

0040 20200111_122547


Начав выпускать подносы, Вишняков очень скоро становится поставщиком двора его императорского величества. Промысел выходит на международный уровень: продукция принимает участие во всемирных торгово-промышленных выставках-ярмарках.
0080 20200111_122803


0085 20200111_123215

По уровню художественного мастерства жостовские работы уступали федоскинским, но зато в них сильнее проявлялись черты крестьянского искусства. Особенное развитие получил крестьянский жанр и пейзаж. Если федоскинская мастерская опиралась на профессиональное искусство, то жостовцы – на народное искусство и на лубок. Изначально промыслы были связаны между собой теснейшим образом.
0100 20200111_123115


0102 20200111_122634


0105 20200111_122558


0110 20200111_131444


0120 20200111_123518


Самому старому подносу из всех существующих в коллекциях Москвы и Санкт-Петербурга – 190 лет.

В период 1920-1930-х годов с мастерами-жостовцами сотрудничали профессиональные художники: П.П.Кончаловский, П.А.Спасский, Б.Н.Ланге, П.П.Соколов-Скаля. Тогда казалось, что букет, написанный по законам академической живописи в виде натюрморта, улучшит жостовскую традицию. Цель была – создать новый стиль подносной живописи. Этот эксперимент был чужд самой природе промысла. Жостовские мастера сумели противостоять этому: они вплели в предлагавшийся им станковый натюрморт всё, что знали, всю народную яркость и обаяние цветка.
0090 20200111_123644

Поднос Кончаловского:
0095 20200111_134740

0125 20200111_123527


0130 20200111_123608


0135 20200111_123204


Расписывать цветочки и птички было сугубо мужским делом. У женщин в деревне дел хватало – муж, дети, скотина, хозяйство. Женщины пришли на производство во время войны 1941-1945 гг. С производства подносов перешли на работу по помощи фронту:
изготавливали печки-буржуйки. В свободное время, чтобы не утратить навык, расписывали детские вёдрышки из американских жестяных консервных банок. Их приносили в Жостово из Федоскина, где стоял разбомбленный снарядами состав с американской тушенкой.
0150 20200111_123604

0180 20200111_124021

Кончилась война - художники стали возвращаться. Вернулись не все, но, к счастью , среди вернувшихся были две глыбы, два антипода, два мастера, всю жизнь соперничавшие друг с другом, - В.И. Дюжаев и П.И. Плахов. Оба преподавали живопись в училище. Дюжаев учил "правильному" письму, скурпулёзному, призывал аккуратно вырисовывать листочки и цветочки, а Плахов - "неправильному": не получается цветок красивым - и не надо! Он собирал охапки цветов и трав и часами смотрел на них. "День сидел головой крутил, второй сидел головой крутил, а на третий садился и писал шедевр." "Как чувствуете, так и пишите",- говорил он своим ученикам. На реплику ученика: "Павел Иванович, у меня кисти плохие – не получается!" Он, не оборачиваясь, отвечал: "Хороший художник и пяткой напишет."

0035 20200111_140350

Однажды студент Плахова в три часа ночи залез в мастерскую Дюжаева. Тот его отловил:
– Ты кто?
- Я Миша, – был ответ.
- Иди, Миша,- покажу.
Когда Плахов узнал, что соперник не прогнал его ученика, то очень удивился:
- Ну ладно, так тому и быть.
Тем мальчишкой был Михаил Викторович Лебедев - теперь главный художник промысла, владеющий всеми секретами, всеми тайнами мастерства.
0225 20200111_140503

Лебедев, "Павлины".
Все жостовские художники соперничают друг с другом. Они живут в деревне, все соседи, списать что-то, скопировать невозможно, а вот подсмотреть можно.

По окончании училища выпускник получал четвертый разряд. Самый высокий разряд – шестой. Но своё мастерство они оценивали по-разному. "А я седьмой разряд! Я - золотая кисть России!"- говорил Шмелёв, который всегда собой был чрезвычайно доволен. Вот этот поднос написан им не масляными, а типографскими красками!
0192 20200111_123440


0195 20200111_125643


0200 20200111_123540


0205 20200111_123451


0220 20200111_123056



В. Пыжов, в отличие от Шмелёва, никогда собой не был доволен, частенько разбивал свои подносы, был очень требователен к себе. При этом мастерства ему не занимать! Скатертный поднос.Вот вам загадка: сколько лебедей на этом подносе?

0160 20200111_123637

Каким образом художник вписал эти черные пятна в зелёный фон подноса? Он использовал технику, пришедшую из XIX века. Называется она коптюшка. Он покрасил зелёной краской фон, подвесил мощный магнит, закрепив на нём поднос, зажёг свечку и стал коптить. Коптюшкой можно добиться любых узоров и самых неожиданных эффектов. Занятие это долгое, кропотливое. Когда коптят, художники практически не дышат, опасаясь сбить пламя. В старину художники забирались внутрь холодной печи, закрывали все заслонки и, согнувшись в три погибели, начинали коптить. Вот еще поднос-"червячок", выполненный в технике копчения.
0022 20200111_122515

Поднос ракушка, форма пришла с востока, выемка для живота, чтобы поднос было удобно носить, так как он тяжёлый.
0155 20200111_123632

0270 20200111_122257


А эта картина – история любви на производстве.
0065 20200111_122710

Любили друг друга художник и сотрудница предприятия и никак не могли определить свои отношения. Когда художник заканчивает работу, он «открывает» поднос. Выражение "поднос открыт" означает "работа завершена". Готовый поднос надо принести на суд директора и главного художника. Взгянув на законченный поднос, на котором милуются две птахи, директор сказал: "Ну, слава богу, договорились." А птицы в сегментах - сотрудники, наблюдавшие за тем, как будут развиваться события.

0060 20200111_122700

Постоянная экспозиция музея сейчас закрыта: в одном из залов проходит выставка художника В.И.Леткова.
0250 20200111_122229


0255 20200111_122458


0280 20200111_122439


0285 20200111_122448

Над этим подносом художник работал четверть века. Это роспись по перламутру:
0260 20200111_122341

Цветы, птицы на подносах – нереальные, композийные.

0070 20200111_122728


0075 20200111_122744


0265 20200111_122251
Создавая сказку, художники уходили от проблем в мир фантазии. А в конечном счете это дало такое удивительное явление как жостовская живопись.
Музей обладает самой большой коллекцией агитационных подносов. Широко представлена архитектурная тема. Постепенно из чисто бытового предмета расписной поднос стал все больше приобретать значение настенного панно-картины.
0300 20200111_131453







Tags: Художественные промыслы Подмосковья, воскресные прогулки
Subscribe

  • Воскресные прогулки. Лес

    Осень - грибная пора, а я очень люблю бродить по лесу. Наше дачное товарищество - заплатка в лесу. В нем мне знакомо каждое деревце, но погулять…

  • Дубна. ХV Всероссийский фестиваль фейерверков "Большая Волга".

    4-го сентября Дубна праздновала День города. Городу ученых, инженеров, физиков, конструкторов исполнилось 65 лет. Главным украшением праздника…

  • Последний день лета

    Чем запомнился мне последний день лета? Невероятным хороводом бабочек - они вдруг решили устроить прощальный бал на нашем участке! Стайка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Воскресные прогулки. Лес

    Осень - грибная пора, а я очень люблю бродить по лесу. Наше дачное товарищество - заплатка в лесу. В нем мне знакомо каждое деревце, но погулять…

  • Дубна. ХV Всероссийский фестиваль фейерверков "Большая Волга".

    4-го сентября Дубна праздновала День города. Городу ученых, инженеров, физиков, конструкторов исполнилось 65 лет. Главным украшением праздника…

  • Последний день лета

    Чем запомнился мне последний день лета? Невероятным хороводом бабочек - они вдруг решили устроить прощальный бал на нашем участке! Стайка…