galinam (galinam) wrote,
galinam
galinam

В Тридевятом царстве



Чтобы попасть в тридевятое царство, достаточно приехать в музей "Рождение сказки", что открылся в декабре 2010 года вблизи деревни Василево Переславского района Ярославской области. Созданием экспозиции занимался уроженец здешних мест художник Александр Тихонов.




Как войдешь в ворота Тридевятого царства, камень увидишь.

А на камне том ворон сидит, птица вещая. Он живет триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает зарытый клад, в песнях приносит матери весть о гибели сына ... Надпись на камне гласит: «Пойдешь налево – пузо набьешь. Пойдешь направо – праздник найдешь. Пойдешь прямо – в сказку попадешь!». Мимо речки Смородины мы пошли прямо.






У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый.
Всё ходит по цепи кругом
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

А.С.Пушкин, "Руслан и Людмила"









Избушка на курьих ножках оснащена поворотным механизмом. Хозяйки в ней не было. Она оставила записку:



Экспонаты музея – персонажи славянских мифов и сказок.
Вы попадаете в пещеру страха с темным лабиринтом и огромными пауками на стенах. Детишкам, пожалуй, страшновато, тем более что нечисть здесь на каждом шагу.

Леший - лесовик, любит еловый лес, елью показывается, стелется мхом-травою, может стать то пнем, то кочкой, а то и зверем или птицей, умеет хохотать и аукаться. На Ерофея-мученика (17 октября) не ходят крестьяне в лес - Леший проказничает. То с треском деревья ломает, а то заведет в чащу, и кружит человек, дороги домой не может найти.

Водяной - злой дух, живущий в зарослях тростника и осоки, дом у него из ракушек да камушков речных, ездит он на соме, обмотается тиной и проказничает, летом бодрствует, зимой спит. Когда рассердится, рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду.

А в поле, во время цветения ржи появляется Полудница. Иначе ее называют "ржаница"или "ржица". Бережет Полуденница поле от жаркого солнца и от людей. Нельзя в полдень работать - закрутит ржаница голову, защекочет до смерти, поплывут разноцветные круги перед глазами, свет померкнет! Полудницы любят плясать; причем, переплясать их никто не может: могут плясать без устали до вечерней зари. Если же найдется девушка, которая сумеет переплясать, то, по преданиям, полудница одарит ее невиданно богатым приданым.

В темном лесу, в избушке на курьих ножках, живет Баба Яга. Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами… В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей...


Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Если не поладить с домовым, то не будет житья, поэтому люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.


Самым почитаемым славянским зверем был медведь. Он был воплощением бога Велеса, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека, и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками. В сказках величают его по-разному: то Топтыгиным, то Медведюшкой, то Михал Михалычем, то косолапым сладкоежкой. Медведь в них добрый, немного глупый, но справедливый; то описывается сила, мощь зверя, то его легкомыслие и простодушие. И все же хозяином языческого леса, хранителем его богатств являлся, несомненно, медведь — самый сильный зверь. Именно он считался защитником от всяческого зла и покровителем плодородия. Недаром с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Медвежий праздник — комоедицы — праздновался 24 марта как весенний праздник пробуждающегося после зимней спячки в берлоге медведя. К этому дню пекли специальные кушанья, а в самый праздник надевали вывороченные шерстью вверх тулупы и шубы и исполняли особый танец, воспроизводящий движения просыпающегося медведя. Именем этого зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу. В славянских могилах вместе со следами трупосожжения найдены кости медвежьих лап с когтями, в славянских курганах — глиняные модели медвежьих лап. Вплоть до XX в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, защищающий своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Такая медвежья лапа носила название скотьего бога.

Помните, где нашел свою невесту королевич Елисей?
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

В своей «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкин почти ничего не выдумал — он использовал мотивы фольклора, главным образом русской сказки, записанной им в Михайловском со слов Арины Родионовны. Конец записи Пушкина таков: «Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп, и проч.» Это широко известная сказка «Волшебное зеркальце» (или «Мертвая царевна»). Целый ряд ее вариантов приведен в классическом сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки». Влюбленному юноше удается ее пробудить от долгого сна, вырвать у смерти. Смысл сюжета — торжество любви над смертью. Мы и сегодня неосознанно мечтаем о победе над смертью.

Соловей-разбойник - русский былинный персонаж, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев.

Как у той ли-то у Грязи у Чёрноей,
Да у той ли у берёзы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины,
Сидит Соловей-разбойник во сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын;
А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит злодей-разбойник по-звериному,
И от того ли-то от посвисту соловьего,
И от того ли-то от покрику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат.



В сказках и былинах добро всегда побеждает зло. И конечно же герой победит злого Змея Горыныча, огнедышащего дракона, у которого бывает три, пять, шесть, семь, девять, двенадцать голов, хотя чаще змей предстает трехглавым.

Кощей Бессмертный - злой чародей, способный к различным перевоплощениям, скрывающий тайну своего бессмертия. «В море стоит остров, на острове растет дуб, под дубом закопан сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, а в этой утке – яйцо. В том яйце и спрятана смерть Кощеева». Обычно в сказке Кощей уносит красавицу-девицу в свой дворец. Она становится узницей в башне или в подземелье. Хитростью и лаской девица выпытывает у Кощея, где спрятана его смерть, сообщает эти секретные сведения своему возлюбленному, и тот находит Кощееву погибель. Кощей умирает.
29 февраля, один раз в четыре года, - чествование у славян Черного змея, или Чернобога, известного в русских народных сказках под именем Кощея Бессмертного. В этот день принято отмечать что-то вроде именин этого ужасного обожествленного существа, повелителя царства зла и беспросветной тьмы и его обитателей. Согласно восточнославянским верованиям, в полночь на 1 марта нужно раздавить в руке сырое куриное яйцо, чтобы долголетию Бессмертного всё-таки пришел конец.




В Тридевятом царстве, в Переславском государстве чудеса в решете водятся, песни хороводятся, легенды сказываются да мастера живут, угощение царское да подарки разные. Если не страшно, заходи, честной народ - сказка главная вас ждет.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments